Элементом управления колесами автомобиля Toyota является рулевая рейка. На этот сегмент передается усилие от поворота руля, которое сообщается колесной паре. Далее происходит отклонение колес на переданный водителем угол. Такой механизм дает возможность машине сворачивать, а не ехать только по прямой.
Строение рулевой рейки постоянно совершенствуется — сначала это было простое устройство. Сейчас в него заложено много различных технологий.
Виды рулевых реек
Существует три типа рулевых реек:
• Обычная, где не применяется никаких усилителей, а усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили такая рейка уже не устанавливается. Она не ломается, но крутить руль с ней намного тяжелее. Единственная проблема, которая может появиться при ее применении — стук, однако она легко решается подтягиванием. Рейка надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность. Такая рейка уже морально устарела.
• Конструкция с ГУРом похожа на предыдущую, но тут водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы: пластинчатому насосу, нагнетающему давление; установленный на валу поршень; распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости. Сразу после поворота руля распределитель регулирует давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой стороны. Гидроусилитель важен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник повышает маневренность и делает руль легким.
• Устройство с ЭУРом это самая совершенная модель рулевой рейки. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, и оттуда — на электроусилитель. Единственное слабое звено— капризная электроника, поломка которой может быть большой проблемой. Тут отсутствуют насосы и поршни, есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики — они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче. Такая система компактна и практически не отнимает мощность у мотора.
Признаки неисправности рулевой рейки
Некоторые признаки неисправности рулевой рейки сразу бывают видимы глазу, либо ощутимы.
А именно:
— после поворота руль с трудом принимает прежнее положение или вообще отказывается возвращаться на место;
— свободный ход руля становится больше, что требует дополнительной корректировки движения со стороны водителя;
— исчезновение масла из бачка ГУРа;
— видимые масляные пятна на корпусе агрегата или на асфальте;
— тяжело с усилием поворачивается рулевое колесо;
— выключение рейки;
— во время движения появляются посторонние звуки;
— насос под капотом (который качает масло) сильно гудит.
Наиболее ярко выраженный симптом неисправности — стук под капотом, который появляется при движении по бугристой местности, особенно во время поворота. Также диагностировать неисправность реечного механизма можно, если во время езды по ухабам руль начинает вибрировать.
В других случаях, когда видимые признаки неисправности рулевой рейки отсутствуют, может понадобиться диагностика специалиста, которую важно и нужно проводить только в автосервисе.
Причины неисправности рулевой рейки
Причинами неисправности рулевой рейки могут быть и движение по плохим дорогам, и не аккуратная манера вождения автомобиля. Основной враг рулевой рейки — трясучка.
Чтобы не приходилось часто ремонтировать систему, лучше сбавлять скорость на неровной дороге, не переезжать на скорости трамвайные пути, не оставлять автомобиль со скошенными колесами, и зимой прогревать мотор, прежде чем поехать.
Также причинами неисправностей рулевой рейки могут стать:
• Течь — чаще всего рвется пыльники, далее изнашивается сальник (удерживающий масло) и вытекает масло. Насос работает без масла и стачивается роторная пара;
• Стук — проблема в подвеске (рычаги, сайлентблоки, стойки), если в рейке, то изнашиваются втулки и прижимные механизмы. При износе прижимов нарушается сход-развал;
• Тяжелый руль и хрусты — следствие порванного пыльника или вышедшего из строя насоса ГУР или в электрических проблема в отключении моторчика. Рвется пыльник, попадает влага;
• Выключилась, проблема в электронном блоке ЭУР.
Последствия неисправности рулевой рейки
Когда появились первые симптомы неисправности рулевой рейки, лучше всего прекратить эксплуатацию автомобиля и провести диагностику рулевой рейки.
Назначение рулевой рейки — облегчение управления автомобилем, и эта функция напрямую связана с безопасностью. Последствия неисправности этого механизма могут быть очень серьезными, вплоть до полной потери управляемости.
Поэтому, когда появились первые признаки неисправности рулевой рейки, ее необходимо сразу отремонтировать, еще на той стадии, когда она только начинает скрипеть и подавать другие признаки неисправности.
При неисправностях рулевого управления мелочей нет. Нужно понимать, как проверить работу системы и как устранить неисправность. Ремонт лучше производить на ранней стадии поломки, так как при усугублении проблемы узел придется заменять.
Диагностика неисправности рулевой рейки
Самостоятельно выявить неисправность не всегда можно.
Но минимальную диагностику можно провести и собственными силами автовладельца. Для этого нужно:
• Проверить течет ли масло из подпыльников, если это так, значит прорвало сальник;
• Проверить достаточный уровень масла в бачке ГУРа;
• Проверить наличие ошибки на приборной панели;
• Резко покрутить руль в разные стороны, на стоянке, на 10-20 градусов, если стуки отдают в руль, то причина в рейке.
Нельзя затягивать с ремонтом рулевых реек Тойота, так как дальше пойдет коррозия, ржавчина проест узел, нарушенный развал разъест резину в подвеске и тогда уже нужно будет проводить ремонт автомобиля.
Ремонтировать рулевую рейку или приобрести новую
Конечно, проще и надежнее заменить деталь на новую оригинальную рулевую рейку. Но это дорого. Поэтому в основном водители покупают бывшие в употреблении детали, и устанавливают их.
Иногда водители могут купить комплекта для ремонта рулевой рейки. Покупать нужно только качественный, дорогой комплект, так как экономия здесь не оправдается.
Если купить качественный ремонтный комплект и доверить его установку профессиональному мастеру, то можно отремонтироваться не дорого. Но нужно следить, чтоб была гарантия на работы.
Автозапчасти для ремонта можно приобрести в магазинах в сети магазинов и автосервисов ctoparts.ru.